г. Ставрополь, Россия
«Честным быть выгодно»:
проблема социальной ответственности рекламы в контексте
духовного развития общества
Как показывает практика функционирования современных СМИ, по
мере интеграции России в мировое экономическое сообщество реклама
постепенно становится не только важнейшим инструментарием
маркетинговой коммуникации, но и элементом национальной культуры,
одним из основных механизмов ее формирования, в ней фиксируется и
посредством нее формируется система ценностей и приоритетов того или
иного социума. <...> С одной стороны, реклама, пропагандирующая ценности
общества потребления, формирует, говоря словами известного философа
Герберта Маркузе, автора нашумевшей книги «Одномерный человек»
(1968 год), модель одномерного мышления и поведения. <...> С другой
стороны, реклама создает потребность в лучшем уровне жизни, ставит
перед человеком цели, стимулирует его усилия в интеллектуальном и
духовном самосовершенствовании, в повышении производительности и
конкурентоспособности. <...> Бурстин
в
книге
«Американцы:
Демократический опыт», рекламе «было суждено стать вездесущей. <...> <…> Воздействие рекламного
слова и образа было сильнее любого другого литературного влияния»
[Бурстин, 1993, с. <...> На самом деле реклама в современном обществе стала едва ли не
самым главным смыслообразующим феноменом. <...> Она продуцирует
определенную картину мира, которая в содержательном плане
оказывается противопоставленной образу мира, формируемому СМИ. <...> Медиа-картина мира формируется образами негативной реальности,
критической оценкой происходящего, что в конечном счете приводит к
притупленности восприятия даже действительно трагических событий. <...> Рекламная картина мира, напротив,
формируется образами позитивной, и даже идеальной, реальности. <...> В этом
смысле реклама, представляющая, как правило, светлые стороны жизни,
выполняет
функцию
буфера,
который
смягчает,
ослабляет
напряженность порожденной масс-медиа <...>
«Честным_быть_выгодно»_проблема_социальной_ответственности_рекламы_в_контексте_духовного_развития_общества.pdf
Е.Н. Ежова
Ставропольский государственный университет,
г. Ставрополь, Россия
«Честным быть выгодно»:
проблема социальной ответственности рекламы в контексте
духовного развития общества
Как показывает практика функционирования современных СМИ, по
мере интеграции России в мировое экономическое сообщество реклама
постепенно становится не только важнейшим инструментарием
маркетинговой коммуникации, но и элементом национальной культуры,
одним из основных механизмов ее формирования, в ней фиксируется и
посредством нее формируется система ценностей и приоритетов того или
иного социума. С одной стороны, реклама, пропагандирующая ценности
общества потребления, формирует, говоря словами известного философа
Герберта Маркузе, автора нашумевшей книги «Одномерный человек»
(1968 год), модель одномерного мышления и поведения. С другой
стороны, реклама создает потребность в лучшем уровне жизни, ставит
перед человеком цели, стимулирует его усилия в интеллектуальном и
духовном самосовершенствовании, в повышении производительности и
конкурентоспособности. Порой кажется, что без рекламы трудно было бы
разобраться, что считать жизненными ценностями. Как пишет известный
американский историк Д. Бурстин в книге «Американцы:
Демократический опыт», рекламе «было суждено стать вездесущей. <…>
Ее влияние было беспрецедентным, не имевшим параллелей в прошлом
среди мирских или священных текстов. <…> Воздействие рекламного
слова и образа было сильнее любого другого литературного влияния»
[Бурстин, 1993, с. 173]. По его словам, «покажите мне рекламу той или
иной страны, и я вам все скажу об этой стране».
На самом деле реклама в современном обществе стала едва ли не
самым главным смыслообразующим феноменом. Она продуцирует
определенную картину мира, которая в содержательном плане
оказывается противопоставленной образу мира, формируемому СМИ.
Медиа-картина мира формируется образами негативной реальности,
критической оценкой происходящего, что в конечном счете приводит к
притупленности восприятия даже действительно трагических событий.
Как говорил герой фильма «Пятый элемент», «Не смотри телек, мордашка,
а то будет разжижение мозгов». Рекламная картина мира, напротив,
формируется образами позитивной, и даже идеальной, реальности. В этом
смысле реклама, представляющая, как правило, светлые стороны жизни,
выполняет функцию буфера, который смягчает, ослабляет
напряженность порожденной масс-медиа виртуальной реальности.
Стр.1