1 В.К. Клюев, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно-методического совета вузов РФ по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, Почетный работник высшего профессионального образования РФ КАКОЙ БЫТЬ УЧЕБНОЙ КНИГЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ? <...> Гарантом успешной профессиональной адаптации выпускников высшей школы является их познавательная активность в период обучения и формирование установки на дальнейшее постоянное саморазвитие. <...> В условиях становления преемственной многоуровневой системы отраслевого образования, в том числе в области библиотечно-информационной деятельности, особенно актуальным становится структурно-содержательное представление учебных дисциплин, аккумулирование основного учебного материала (своеобразной базы знаний в конкретной предметной области) и стимулирование его освоения с помощью дидактической навигации. <...> Во многом приоритетная роль в этом объективно принадлежит учебной литературе, обеспечивающей информационнометодическую составляющую образовательного процесса. <...> Традиционно учебные издания преимущественно представлены учебниками и учебными пособиями, выполняя две основные функции: - источника учебной информации и носителя содержания образования (информационная функция), - средства обучения, обеспечивающего локальную организацию образовательной деятельности (управленческая функция). <...> В библиотечно-информационном образовании за последние 15-20 лет в структуре учебной литературы очевидно превалируют небольшие (5-8 печатных листов) разрозненные учебные пособия (как «собирательное» название для разноплановых по жанру учебных изданий). <...> Они выпускаются малыми тиражами (обычно от 100 до 500 экземпляров, реже 1-2 тысячи экземпляров на базе профильных издательств) и фрагментарно освещают отдельные аспекты (программные <...>
Какой_быть_учебной_книге_для_профессионалов_библиотечной_отрасли?_.pdf
1
В.К. Клюев,
кандидат педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой управления
информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ,
председатель Учебно-методического совета вузов РФ по образованию в
области библиотечно-информационной деятельности,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
КАКОЙ БЫТЬ УЧЕБНОЙ КНИГЕ
ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ ОТРАСЛИ?
Гарантом успешной профессиональной адаптации выпускников высшей
школы является их познавательная активность в период обучения и
формирование установки на дальнейшее постоянное саморазвитие. Меняется
парадигма высшего образования: от преподавания (преподаватели учат) – к
обучению (студенты учатся), то есть происходит делегирование студентам
академической свободы и привнесение дополнительной ответственности за
результаты собственного образования. В условиях становления преемственной
многоуровневой системы отраслевого образования, в том числе в области
библиотечно-информационной деятельности, особенно актуальным становится
структурно-содержательное представление
учебных дисциплин,
аккумулирование основного учебного материала (своеобразной базы знаний в
конкретной предметной области) и стимулирование его освоения с помощью
дидактической навигации. Во многом приоритетная роль в этом объективно
принадлежит учебной литературе, обеспечивающей информационнометодическую
составляющую образовательного процесса.
Традиционно учебные издания преимущественно представлены
учебниками и учебными пособиями, выполняя две основные функции:
- источника учебной информации и носителя содержания
образования (информационная функция),
-
средства обучения, обеспечивающего локальную организацию
образовательной деятельности (управленческая функция).
В библиотечно-информационном образовании за последние 15-20 лет в
структуре учебной литературы очевидно превалируют небольшие (5-8
печатных листов) разрозненные учебные пособия (как «собирательное»
название для разноплановых по жанру учебных изданий). Они выпускаются
малыми тиражами (обычно от 100 до 500 экземпляров, реже 1-2 тысячи
экземпляров на базе профильных издательств) и фрагментарно освещают
отдельные аспекты (программные разделы и даже частные темы) учебных
дисциплин. Само по себе это может быть и неплохо, ибо придает определённую
мобильность и актуализирует учебно-методическое оснащение учебного
процесса. Однако мелкотемье и отсутствие по целому ряду ключевых учебных
дисциплин библиотековедческого и библиографоведческого циклов
комплексных учебных изданий (учебников или базовых учебных пособий) не
1
Стр.1