На правах рукописи
ПАНУШ
ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ
ШАХМАТЫ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2001 г.
2
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры
Научный руководитель
кандидат военных наук, доцент
ЛИНОВИЦКИЙ Е.П. <...> 4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК. <...> В этой системе особое место должно уделяться физической культуре и
спорту, и физической культуре и спорту инвалидов, в частности. <...> Практический опыт и данные научных исследований показывают, что
физическая культура и спорт позволяют заметно расширить сферы интеграции
инвалидов в общество. <...> Трудности, с которыми сталкиваются лица с ДЦП, на
столько серьезны, что для многих они становятся непреодолимыми на пути
социальной адаптации. <...> Сегодня физическая культура и спорт инвалидов - это международное
общественное движение, начинается оно в физкультурно-спортивных объеди
нениях регионов и заканчивается Параолимпийскими играми. <...> В шахматной игре активизиру
ется психомоторная деятельность, вследствие чего становится возможным
изучение условий формирования психомоторных процессов. <...> В этой связи особенно перспективно использование шахматной моде
ли для исследования и развития психомоторных способностей детей с послед
ствиями церебрального паралича (ДЦП). <...> Изучение патогенеза ДЦП в последние годы позволяет оказывать эф
фективную помощь людям с этим заболеванием. <...> Отсутствие таких данных не позволяет выявить закономерности проявле
ния тех или иных типов патохарактерологического развития больных ДЦП по
сравнению со здоровыми сверстниками. <...> Шахматные правила доступны большинству инвалидов с нарушением
опорно-двигательного <...>
Шахматы_как_вспомогательное_средство_развития_психомоторных_способностей_детей_с_последствиями_церебрального_паралича..pdf
На правах рукописи
ПАНУШ
ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ
ШАХМАТЫ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва-2001 г.
Стр.1
2
Работа выполнена в Российской государственной академии физической
культуры
Научный руководитель
кандидат военных наук, доцент
ЛИНОВИЦКИЙ Е.П.
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор
Чешихина В.В.
Кандидат педагогических наук, доцент
Рубцова Н.О.
Ведущая организация:
Московский Государственный открытый педагогический Университет
имени М. Шолохова
Защита диссертации состоится « 20 » ноября 2001 года в « 14 » часов
на заседании диссертационного совета К.311.003.01 Российской государственной
академии физической культуры по адресу: 105122, Москва, Сиреневый
бульвар, д.4
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГАФК.
Автореферат разослан «11» июня 2001 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент
И.В.Чеботарева
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Происходящие изменения в обществе
предполагают существенные новации в образовательном процессе.
Систему образования следует считать передовой лишь в том случае,
когда ее методология способна активно влиять на характер воспитания и обучения
каждого ребенка с учетом его физических и интеллектуальных способностей.
В этой системе особое место должно уделяться физической культуре и
спорту, и физической культуре и спорту инвалидов, в частности.
Практический опыт и данные научных исследований показывают, что
физическая культура и спорт позволяют заметно расширить сферы интеграции
инвалидов в общество. Трудности, с которыми сталкиваются лица с ДЦП, настолько
серьезны, что для многих они становятся непреодолимыми на пути
социальной адаптации.
Сегодня физическая культура и спорт инвалидов - это международное
общественное движение, начинается оно в физкультурно-спортивных объединениях
регионов и заканчивается Параолимпийскими играми.
Особое место в этом движении принадлежит шахматам. Шахматные
правила определенны и относительно просты. В шахматной игре активизируется
психомоторная деятельность, вследствие чего становится возможным
изучение условий формирования психомоторных процессов.
В этой связи особенно перспективно использование шахматной модели
для исследования и развития психомоторных способностей детей с последствиями
церебрального паралича (ДЦП).
Основными достоинствами шахматной модели являются:
1 .Определенность и относительная простота правил при богатом творческом
содержании игры.
2.Определенность результатов и возможность получения точных данных,
позволяющих оценить эффективность деятельности участников шахматной
игры и провести массовые эксперименты с математической обработкой
полученных данных.
Изучение патогенеза ДЦП в последние годы позволяет оказывать эффективную
помощь людям с этим заболеванием.
Большая часть исследований (Н.Баридзе,Ю.Близнюк, О.Богданов,В.Богданов^
посвящена профилактике, диагностике и лечению ДЦП в детском возрасте,
когда можно добиться максимальных положительных результатов. Доказано,
что физические упражнения, специальные позы и укладки являются важнейшими
средствами реабилитации детей с ДЦП (А.Алексеев, П.Мельничук,
Б..Гехт, А.Глоба,Э.Калижнюк). Однако большинство таких больных все же
пожизненно остается инвалидами вследст?ме двигательных, речевых и ПСИУ"ческих
нарушений.
__4ia»B-*»-,a*—
Большое число р^С№нтос^ид»э^да)^еме психических нарушений
Стр.3