Настинова К.И.
Абушинова Н.Н.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФИЛАКТИКА
ВИЧ/СПИД И НАРКОМАНИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Стр.1
3
ВВЕДЕНИЕ
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье
ребенка - ... это, прежде всего, забота о гармонической
полноте всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является радость творчества»
(В. А. Су хомлинский)
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное
образование должно стать здоровье сберегающим, поэтому
сохранение и укрепление здоровья учащихся становится
одной из важнейших задач образовательного учреждения. Здоровье
детей отнесено к приоритетным направлениям социальной
политики в области образования, что находится в соответствии
со ст.51 Федерального закона «Об образовании». Здоровье
человека- это главная ценность жизни, которую не купить
ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать
смолоду, с первых дней жизни.
Здоровьесберегающая образовательная технология представляется
как функциональная система организационных
способов управления учебно-познавательной и практической
деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая
сохранение и укрепление их здоровья.
Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма
к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия
человека и среды обитания. Само состояние здоровья
формируется в результате взаимодействия внешних (природных
и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов. Поведение человека всегда направлено на удовлетворение
потребностей. Каждая личность характеризуется своим,
индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение
людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем
выражается в понятии здоровый образ жизни, на формиро
Стр.2
4
вание которого мы можем и должны повлиять. Здоровый образ
жизни ЗОЖ выражает ориентированность деятельности личности
в направлении формирования, сохранения и укрепления как
индивидуального, так и общественного здоровья. К сожалению,
в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в
основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не
на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей
потребностью. Особенно это касается молодых людей,
которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности
в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив
его, начинают ощущать выраженную потребность в нем.
Знания людей о здоровом образе жизни должны стать их
убеждениями. И именно образовательные учреждения должна
способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей
к здоровому образу жизни, формированию навыков
принятия самостоятельных решений в отношении поддержания
и укрепления своего здоровья. Положив в основу своей деятельности
фразу «Компетентный учитель - здоровый ученик», мы
должны стремиться использовать разнообразные приемы здоровьесберегающих
технологий в учебно-воспитательном процессе
для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования
устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
Педагоги, являясь носителями общей культуры, должны
быть и носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый
образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной
жизни, как предпосылку успешной учебной деятельности
Данное учебное пособие написано в рамках выполнения
аналитической ведомственной целевой программы «Развитие
научного потенциала высшей школы» (проект № 2.2.3.3./3291)
по проекту «Региональные особенности формирования здоровьесберегающей
образовательной среды и повышение качества
обучающихся на основе мониторинга физического и психического
здоровья»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД И НАРКОМАНИИ,
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
Цель образовательной программы - профессиональная подготовка
специалистов, способных организовывать комплексные
мероприятия по построению региональной системы профилактики
ВИЧ/'СГШД в образовательной среде.
Задачи программы - обучить специалистов образования
следующим технологиям:
1) Технологиям проведения профилактической работы с молодежью.
2)
Технологиям инициации и разработки программ и проектов
по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи на нескольких
организационных уровнях:
• на уровне образовательного учреждения - психологопедагогические
учебно-воспитательные программы и проекты,
ориентированные на молодежь, родительскую и педагогическую
общественность;
• на уровне общественности региона - социальнопедагогические
и просветительские проекты и программы, формирующие
активную социальную среду региона;
• на уровне регионального Центра по профилактике ВИЧ/
СПИД - социально-педагогические, учебно-методические и
профессионально управленческие программы и проекты.
• на уровне администрации региона - социокультурные и
межведомственные программы профилактических работ.
3) Технологиям наращивания кадрового, организационного,
технологического, информационного, политического потенциала
проекта и укрепления структуры его управления:
• привлечение волонтеров:
• создание попечительских советов;
• взаимодействие с фондами и организациями, осуществляющих
поддержку работ по профилактике ВИЧ/СПИД;
5
Стр.3
6
• освоение технологий проектной деятельности;
• освоение передовых психолого-педагогических и социальных
технологий по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи;
•
разработка стратегий работы со СМИ.
Представленная образовательная программа предназначена
для широкого круга специалистов, занимающихся профилактикой
ВИЧ/СПИД среди молодежи: представителей администрации
(регионов, районов, муниципальных округов), учреждений
образования, социальной сферы и общественных организаций.
Содержание программы:
72 часа: из них 48 часов - очное обучение,
24 часа - дистанционное.
Программа состоит из 3-х образовательно-тематических
модулей:
1-й модуль: Информационный (28 часов)
- содержит информацию о ВИЧ/СПИД инфекции, способах
передачи ВИЧ-инфекции, особенностях эпидемиологии ВИЧинфекции.
Концептуальные теоретические знания ведения работы
по профилактике ВИЧ/СПИД инфекции из мирового и
отечественного опыта.
Главная цель модуля: дать наиболее достоверную и разноплановую
информацию, представленную различными государственными
ведомствами, учреждениями и профильными институтами
(Министерством образования и науки Российской Федерации,
НИИ Наркологии, Государственным научным центром
социальной и судебной психиатрии им В.П.Сербского, ВНИИ
МВД России, ООН в рамках Глобальной инициативы по профилактике
ВИЧ/СПИД на территории России).
2-й м о д у л ь : Интерактивные методы обучения психологопедагогическим
технологиям ведения профилактической работы
в подростковой и молодежной среде (20 часов)
- представлен различными интерактивными психологопедагогическими
технологиями.
7
Главная цель модуля: обучение участников семинара интерактивным
психолого-педагогическим технологиям ведения
профилактической работы с различными целевыми группами
(молодежью, их родителями, педагогами, специалистами, государственными
и общественными организациями) и носят методическую
направленность.
■1-й м о д у л ь : Технология проектной деятельности при разработке
региональных систем профилактики ВИЧ/СПИД среди
молодежи (24 часа, дистанционно)
представлен работой в проблемно-проектных группах.
Главная цель модуля: обучение участников семинара культуре
проектной деятельности при разработке региональных систем
по профилактике ВИЧ/СПИД среди молодежи.
Предлагаемая образовательная программа является стартовым
звеном в комплексе мероприятий, направленных на построение
региональной системы профилактики ВИЧ/СПИД
среди молодежи.
Цель:
- формирование профессиональной позиции по отношению
к проблеме ВИЧ/СПИД инфицирования;
- знакомство с психолого-педагогическими технологиями и
практическое освоение основных техник, обеспечивающих создание,
функционирование и развитие системы профилактики
ВИЧ/СПИД среди молодежи;
- овладение основами проектной деятельности по разработке
региональных программ профилактики ВИЧ/СПИД.
1-й модуль (28 часов).
1. Теоретико-методологические проблемы профилактики
социально-значимых заболеваний. Концепция превентивного
обучения в области ВИЧ/СПИДа в Российской Федерации. (3
часа)
2. Избранные вопросы иммунологии и клиники ВИЧ/СПИДа.
(8 часов)
3. Введение в проблему потребления I1AB и наркомании.
(8 часов)
Стр.4
8
4. Профилактика: ее виды, цели, задачи, принципы. Профилактические
программы и стратегии их внедрения. (6 часов)
5. Система образования в профилактике наркомании, ВИЧ/
СПИДа. Проблемы первичной профилактики в образовательной
среде. (3 часа)
2-й модуль (20 часов).
1. «Интерактивные психолого-педагогические технологии
ведения профилактической работы в образовательном учреждении».
Методический
семинар (4 часа). Тренинг (2 часа).
2. Использование диагностических методов и методик в
профилактической деятельности (4 часа).
2.1.Мониторинг как оценка процесса осуществления программы.
2.2.Фокус
-
группы как оценка эффективности профилактических
проектов и программ (1 фокус - группа по 1 часу.).
3. Использование психодиагностических и психокоррекционных
методов и методик в профилактической деятельности (6
часов).
3.1.Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической
работы (индивидуальная профилактическая беседа).
3.2.Освоение
технологий организации групповой работы
(групповая дискуссия) по вопросам профилактики.
4. Проблема толерантного отношения к детям, живущими с
ВИЧ/СПИД, и их родителям. Круглый стол. (2 часа)
5. Психологические техники. Игра, как средство эффективного
взаимодействия в подростковой группе. Дискуссия (2
часа).
3-й модуль (24 часа - дистанционно).
1. Организация профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной
среде.
2. Формирование модели подготовки специалистов по профилактике
ВИЧУСПИД в образовательной среде.
9
3. Формирование и развитие социальных инициатив в
основных целевых группах профилактической работы.
4. Разработка структуры базового содержания образовательной
программы по профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной
среде.
2. Определение механизмов научно-методического и экспертного
сопровождения процесса реализации программы по
профилактике ВИЧ/СПИД в образовательной среде.
3. Межпрофессиональное взаимодействие специалистов
социально-педагогической службы в образовательном учреждении.
Показателями
эффективности этой образовательной
программы в регионе будет:
1) Повышение образовательного уровня работающих в области
профилактики наркомании, ВИЧ/СПИДа в образовательной
среде.
2) Повышение квалификации, получение новых навыков
работы у специалистов в области профилактики наркомании,
ВИЧ/СПИДа в образовательной среде.
Как следствие:
1) Снижение процессов злоупотребления наркотическими
и другими психоактивными веществами среди детей и молодежи;
2)
Построение активной социальной, в том числе, и образовательной
среды региона, обеспечивающей формирование позитивных
установок и ценностей здорового образа жизни, стиля
и стратегий социально одобряемого поведения.
Стр.5