Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций 148 Глава 7. <...> В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания, позволяющие учесть в своей дальнейшей профессиональной деятельности фундаментальные законы природы и основные методы исследования, а также информацию о наиболее важных исторических этапах и путях развития естествознания, которая может быть полезной в их профессиональной деятельности. <...> Естественно-научная и гуманитарная культуры Будучи результатом человеческой деятельности, культура не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. <...> Однако постепенно у каждого из них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная ставила цель изучение человека и его мира. <...> Естественно-научная культура акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, поэтому ее специфика заключается в высокой степени объективности и достоверности знаний о природе. <...> Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики, но разделение не исключает их исходной взаимозависимости, которая есть не несовместимость противоположностей, а, скорее, взаимодополняемость. <...> Это особенно важно в наши дни, так как в последнее время существовавшая всегда рядом с наукой псевдонаука пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников и приверженцев. <...> Никакого вклада в разви13 тие подлинной науки псевдонаука не вносит, но претендует на то же признание, которым обладают ученые. <...> Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука, знать, чем она отличается от подлинной науки. <...> Так, хотя понятие «кварк» было введено в физике еще в 30-е годы XX в., в экспериментах такой частицы материи обнаружить не удавалось. <...> Особенные методы используются большинством <...>
Концепции_современного_естествознания._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиолнальный_учебник..pdf
УДК 50(075.8).
ББК 20ÿ73-1.
Ð93
Рецензенты:
действительный член РАН, доктор биологических наук, профессор Э.И. Воробьева
член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор Б.Р. Стриганова
кандидат технических наук, доцент В.А. Корсун
кандидат химических наук, доцент Н.Н. Иванова
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Рыбалов, Леонид Борисович.
Ð93
Концепции современного естествознания: учеб. пособие
для студентов вузов,
обучающихся
по
— 415 ñ.
гуманитарным специальностям / Л.Б. Рыбалов, А.П. Садохин.
— Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
I. Садохин, Александр Петрович.
ISBN 978-5-238-01688-7
Агентство CIP РГБ
В пособии в сжатой и доступной форме освещены самые важные современные
концепции физики, химии, философии, биологии и других
наук о неживой и живой природе. Наиболее сложные вопросы и проблемы
естествознания изложены в простой и ясной форме. Книга позволит
быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарного профиля,
а также для учителей средних школ, лицеев и колледжей, для широкого
круга читателей, интересующихся различными аспектами естествознания.
ББК 20ÿ73-1.
ISBN 978-5-238-01688-7
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или
любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в
интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
социально
Стр.3
Оглавление
От авторов
Глава 1. Наука в контексте культуры
1.1. Наука как часть культуры
1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры
1.3. Критерии научности знания
1.4. Структура научного знания
1.5. Научная картина мира
Глава 2. Методологические основы научного познания
2.1. Уровни и формы научного знания
2.2. Методы научного познания
2.3. Общенаучные подходы
Глава 3. Естествознание: предмет, структура,
история становления
3.1. Предмет и структура естествознания
3.2. История естествознания
3.3. Глобальная научная революция XVI—XVII ââ.
3.4. Классическое естествознание Нового времени
3.5. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX â.
3.6. Основные черты современного естествознания и науки
Глава 4. Физические концепции описания природы
4.1. Физическая картина мира
4.2. Механическая картина мира
4.3. Континуальная картина мира
4.4. Квантово-полевая картина мира
4.5. Динамические и статистические законы
4.6. Принципы современной физики
Глава 5. Физические концепции микромира
5.1. Структурные уровни материи
5.2. Характеристики элементарных частиц
5.3. Теория кварков
5.4. Физическое взаимодействие
5.5. Теории Великого объединения и Суперобъединения
5.6. Современные концепции пространства и времени
3
5
5
8
12
16
18
21
21
24
31
46
46
49
59
63
65
67
71
71
74
77
81
84
88
93
93
99
101
102
110
112
Стр.4
Глава 6. Космологические концепции Вселенной
6.1. Космология и космогония
6.2. Космологические модели Вселенной
123
123
124
6.3. Происхождение Вселенной — концепция Большого взрыва 131
6.4. Возникновение и структура Солнечной системы
141
6.5. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций 148
Глава 7. Современные концепции макромира
7.1. Форма и размеры Земли
7.2. Земля среди других планет Солнечной системы
7.3. Образование Земли
7.4. Геосферы Земли
7.5. Геодинамические процессы
Глава 8. Биологические концепции структурных уровней жизни
8.1. Становление биологического знания
8.2. Структурные уровни организации жизни
Глава 9. Возникновение и эволюция жизни
9.1. Сущность жизни
9.2. Основные концепции происхождения жизни
9.3. Современное состояние проблемы происхождение жизни
9.4. Появление жизни на Земле
9.5. Формирование и развитие биосферы Земли
9.6. Появление растений и животных
Глава 10. Концепции эволюции форм жизни
10.1. Идеи развития в биологии
10.2. Теория эволюции ×. Дарвина
10.3. Эволюционная теория в биологии
10.4. Открытие законов и механизмов эволюции
10.5. Основные концепции антидарвинизма
10.6. Основы генетики
10.7. Синтетическая теория эволюции
Глава 11. Антропологические концепции естествознания
11.1. Человек как природная система
11.2. Концепции происхождения человека
11.3. Сходство и отличие человека и животных
11.4. Биологическое и социальное в человеке
11.5. Этология о поведении человека
Глава 12. Человек как предмет естественно-научного познания
12.1. Феномен человеческого сознания
12.2. Эмоции человека
12.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека
12.4. Биоэтика
154
154
156
160
168
177
182
182
187
212
212
218
228
232
238
242
249
249
255
260
263
265
267
273
280
280
283
296
307
311
315
315
325
327
338
Стр.5
Глава 13. Концепции единства человека и Вселенной
13.1. Биосфера: понятие и сущность
13.2. Биосфера и космос
13.3. Человек и космос
13.4. Человек и природа
13.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского
13.6. Охрана окружающей среды
Приложения. Занимательное естествознание
Словарь основных терминов и понятий
347
347
352
354
359
368
372
13.7. Рациональное природопользование 376
13.8. Антропный принцип в современной науке
381
386
394
415
Стр.6