В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ [.явление]. <...> УДК 008 ББК 87.0 Т.А. АКИНДИНОВА ХАРАКТЕР НАЦИИ КАК НАСЛЕДИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ Рассматривается экранизация рассказа Василия Гроссмана «Дело было в Бердичеве» с точки зрения осмысления кинорежиссером А.Я. Аскольдовым характерных сюжетов гражданской войны, раскрывается значимость понимания традиций иудейской и христианской культур для их адекватной интерпретации. <...> В статье показано также, что история европейской культуры была в существенной мере задана эволюцией христианства, и успешное развитие русского национального характера сегодня полагает необходимость сближения православия с католицизмом и протестантизмом, как это обосновал Вл. <...> Ф ильм режиссера Александра Аскольдова «Комиссар» был снят в 1967 году по рассказу Василия Гроссмана «Дело было в Бердичеве». <...> Главные роли исполняли Нонна Мордюкова и Ролан Быков, музыку к фильму написал Альфред Шнитке, оператором был Валерий Гинзбург. <...> Однако после просмотра советскими идеологами он был запрещен к показу и должен был быть смыт с пленки. <...> И в России, и за рубежом (во Франции, Германии, Португалии, Израиле, США) фильм награждали за лучшую режиссуру, за лучшее исполнение главных ролей и ролей второго плана (Василий Шукшин и Раиса Недашковская), за лучшую музыку, за лучшую операторскую работу. <...> За роль комиссара Нонна Мордюкова была включена Лондонской энциклопедией в десятку лучших актрис ХХ века. <...> Чем же фильм при своем появлении так возмутил советскую власть и почему его так высоко оценила мировая кинематография? <...> Сюжет кинокартины чрезвычайно прост: женщина — комиссар красного полка, расквартированного в небольшом городке, забеременела и на время беременности и родов поселилась в доме одного из горожан. <...> Когда красные вынуждены были отступить из города, она ушла вместе с полком, оставив у квартирных хозяев грудного сына. <...> Присмотримся внимательно к поступкам героев и отношениям между ними <...>