УДК 947 (075)
Л 93
ББК 63.3 (2 Рос) 4/5я7
Допущено УМС ОГПУ в качестве учебного издания (учебного пособия) для обучающихся по направлениям
подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили «История и обществознание», «Русский
язык и история», «История и иностранный язык», 44.04.01 Педагогическое образование, направленность
«Историческое образование», 46.06.01 Исторические науки и археология, направленность «Отечественная
история», «Археология» (протокол №5 от 15.03.2017 г.)
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Пушкарева Наталья Львовна, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник,
зав.сектором Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской
академии наук (Москва);
Полторак Сергей Николаевич, доктор исторических наук, профессор, главный редактор
журнала для ученых «Клио», президент Международной ассоциации исторической психологии
им. проф. В.И. Старцева (Санкт-Петербург);
Аллагулов Артур Минехатович, доктор педагогических наук, член Бюро научного совета
по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования,
профессор Оренбургского государственного педагогического университета (Оренбург).
Авторский коллектив:
Любичанковский С.В. (руководитель) – предисловие, главы 5, 6, 8.
Бурлуцкая Е.В. – главы 1, 3, 4, 7.
Евгеньев А.А., Краева Л.А. – глава 2.
Л 93 Любичанковский С.В. (руководитель авторского коллектива), Бурлуцкая Е.В., Евгеньев
А.А., Краева Л.А. Трудные вопросы дореволюционной истории России.
Книга для будущего учителя, реализующего историко-культурный стандарт
школьного образования / отв. редактор, проф. С.В. Любичанковский. – Оренбург,
2018. – 176с.
В работе представлен цикл из восьми научно-популярных лекций, в качестве тем
которых избраны «трудные вопросы» истории России, предусмотренные историкокультурным
стандартом школьного образования и тематически связанные с
дореволюционным периодом отечественного прошлого.
Книга предназначена для использования школьными учителями истории при подготовке
к урокам, а также студентами, магистрантами и аспирантами исторического профиля
подготовки.
ББК 63.3 (2 Рос) 4/5я7
Любичанковский С. В., 2018
авторы, 2018
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........................................................................................................... …4
Глава 1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом
процессе………………………………………………………………………………6
Глава 2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия
Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины
и Беларуси………………………………………………………………………..…26
Глава 3. Исторический выбор Александра Невского………………………... 39
Глава 4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и
их цена………………………………………………………………………………59
Глава 5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в
эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих
попыток…...................................................................................................................83
Глава 6. Присоединение Украины к России (причины и последствия)……….99
Глава 7. Фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами
Западной Европы… ………………………………………………………….….122
Глава 8. Причины, особенности, последствия и цена петровских
преобразований…………………………………………………………………....138
Рекомендуемая литература................................................................................. 168
3
Стр.3