УДК 572
ББК 87.52
М 42
М 42
Медикус Герхард
Быть человеком: Преодоление разрыва между науками о теле и науками
о душе / Пер. А. Б. Кутлумуратов. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. — 244 c.
ISBN 978-5-907290-02-0
Что делает человека человеком? Как связаны тело и душа, и как связаны науки
агручшего понимания человека: его социального поведения, моральной сознательности,
по ессивности и подавления агрессивности, привязанностей, обучения и интеллекта,
о теле с науками о душе? Следы эволюции запечатлены как в теле, так и в душе. Поэтому
л накопленные знания об эволюции — полезный и необходимый фундамент для
литических взглядов и политической активности, а также для понимания различного
в поведения полов. Переплетение природы, культуры и ментальности хорошо различимо
о всех сферах человеческой природы, человеческой сущности. Эти познания могут
помочь расширить свободу нашего поведения, а вместе с тем и свободу действовать
ответственно. Отзыв о первом английском издании: «В своем далеко идущем синтезе
физических и ментальных аспектов человечества Медикус показал нам подлинную
широту и глубину этого вопроса. Используя в качестве отправной точки классическую
этологию, он углубляется в естественные и социальные науки, особенно в психологию,
и, кроме того, в философию. Немногие исследователи способны представить подобный
компендиум о человеческой природе» (Вильям Макгрю. Кембриджский университет,
книг Великобритания, 2015). Из отзывов о первом немецком издании: «Захватывающая
нашей прира, научно структурированным методом демонстрирующая нам животные аспекты
оды, но при этом лаконично акцентирующая характерные отличия человека
от животного. Она добавляет важные прозрения в вечный вопрос о том, кем или чем
на самом деле мы, люди, являемся (Гельмут Печлянер. Журнал «Шёнбрунер Тиргартен»
3: 18; Журнал «Фетмед» 2: 32. 2012).
ББК 87.52 УДК 572
© Герхард Медикус, 2020
© А. Б. Кутлумуратов, перевод, 2020
© Издательский Дом ЯСК, 2020
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предуведомление русскому читателю ................................... 10
Beratung russischer Leser ............................................... 12
Предисловие ........................................................ 14
Благодарности ....................................................... 17
ЧАСТЬ I:
Вклад в теорию междисциплинарности в науках о человеке ............. 19
Методологические и эмпирические основания глав книги ................... 23
1. Межпредметный теоретический базис естественных наук ........ 26
1.1. Основные вопросы ............................................. 30
1.1.1. Вопрос о причинной обусловленности ............................ 31
1.1.2. Вопрос об онтогенезе ........................................... 32
1.1.3. Вопрос об адаптивной ценности .................................. 34
1.1.4. Вопрос о филогенезе ........................................... 37
1.2. Системные уровни реальности ................................... 40
1.3. Приложение ................................................... 41
2.
Вклад философии в межпредметный диалог
в науках о человеке ............................................ 44
2.1. Психофизическая проблема как причина разделения наук
на академические направления ................................... 45
2.1.1. Нейронные предпосылки и пределы когнитивных способностей ....... 45
2.2. Подходы к преодолению разрыва между гуманитарными
и естественными науками ....................................... 47
2.2.1. Постулат фальсифицируемости К. Поппера ........................ 48
2.2.2. Структура реального мира по Николаю Гартману ................... 49
2.2.3. Степени очевидности и требования к достоверности ................. 51
2.2.4. Давид Юм и Норберт Бишоф .................................... 56
2.3. Довод в пользу ориентировочного знания .......................... 57
2.4. Приложение: виды знания, эффект Земмельвейса ................... 58
Стр.6
6
Быть Человеком
ЧАСТЬ II:
Поведенческая филогения высших позвоночных животных ............. 65
3.
О филогенезе познавательных способностей человека ............. 66
3.1. Стадии эволюции человеческого познания ......................... 70
3.1.1. Филогенетический и онтогенетический прирост знания .............. 70
3.1.2. Эволюция познавательных способностей .......................... 78
3.1.3. Общинное сосуществование и культура;
культурно-теоретический подход ................................. 82
3.1.4. Пересечения понятий психотерапии и этологии ..................... 86
3.2. Приложение к главе: дополнительные аспекты очеловечивания ........ 89
4.
От животной заботы о потомстве к человеческому
социальному поведению ........................................ 93
4.1.
Переход от заботы о потомстве к сотрудничеству и его ограничения ... 94
4.2. Горевание, приветствие и прощание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
4.3. От заботы о потомстве к половому поведению ..................... 100
4.3.1. Механизмы предотвращения инцеста ............................ 101
4.3.2. Гендерные различия ........................................... 101
5.
Яблоко с древа познания и изгнание из рая:
об эволюции нравственности .................................. 102
5.1. Вопросы о человеческой природе ................................ 103
5.1.1. Морально-этические вопросы об отношениях между
природой и культурой ......................................... 103
5.1.2. Вопросы о связи между природой и благом ....................... 103
5.1.3. Диапазон человеческой свободы
с точки зрения различных дисциплин ............................ 104
5.1.4. Связи между концептами человечности и этики .................... 105
5.2. Эволюционное происхождение человечности ...................... 106
5.2.1. Социальная привлекательность ................................. 107
5.2.2. Познание себя и сопереживание ................................. 109
5.2.3. Временной горизонт и эмфронезис как предпосылки
способности чувствовать стыд .................................. 110
5.2.4. Рефлексия и моральная ответственность у взрослых людей .......... 113
5.2.5. Резюме: диапазон и границы культурной свободы .................. 114
5.2.6. Заключительные замечания ..................................... 115
6.
Об этологии присвоения ресурса и владения ..................... 117
6.1. Ресурс присваивается сильнейшим .............................. 118
Стр.7
Содержание
7
6.2. Ресурс присваивается особью более высокого ранга
и/или первым прибывшим ...................................... 118
6.3. Отдай и получи ............................................... 119
6.4. Право на собственность уважается даже
в отсутствие владельца. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
6.5. Приложение к главе: ранговый порядок и иерархия ................. 121
7.
Естественная разница: о биопсихологии
гендерных различий .......................................... 126
7.1. Общие замечания и биологические основы ........................ 126
7.1.1. Преимущества полового воспроизводства ......................... 127
7.1.2. Основные принципы и причины происхождения
полового диморфизма ......................................... 128
7.2. Половое воспроизводство у гоминид и других приматов ............ 130
7.2.1. Экскурс: коммуникации у приматов .............................. 130
7.2.2. Социология систем спаривания у приматов ....................... 131
7.2.3. «Принцип антитезы» половых различий .......................... 133
7.2.4. Половое поведение человека .................................... 134
7.3. Варианты полового поведения .................................. 139
7.4.
8.
Перспективы ................................................. 140
Следует ли психомоторное развитие детей
биогенетическому правилу? .................................... 142
8.1. Об истории биогенетического правила ........................... 142
8.2. О связи рекапитуляции с физиологией развития:
метафены и интерфены ........................................ 143
8.3.
8.4.
Значение биогенетического правила
для биологических исследований ................................ 144
Биогенетическое правило и онтогенетическое
развитие поведения ........................................... 145
8.4.1. Интерфены обычно не несут внешней адаптивной ценности ......... 145
8.4.2. Анатомическая рекапитуляция с одновременной
функциональной «рекапитуляцией» .............................. 146
8.4.3. Роль первичного поведения в онтогенезе .......................... 146
8.4.4. Морфогенез и психогенез как различные
онтогенетические стадии ....................................... 147
8.4.5. Нет поведенческих интерфенов в онтогенезе
нервной системы .............................................. 148
8.5.
Резюме ...................................................... 149
Стр.8
8
Быть Человеком
ЧАСТЬ III:
Вклад этологии в изучение отдельных областей поведения
и способностей, в частности общих черт высших млекопитающих
и уникальных черт человекообразных обезьян и людей ................ 152
9.
Об эволюционно-эпистемологической критике конструктивизма ... 152
9.1. Информация и «научение» генов ................................ 153
9.2. Как информация, знание, органы (восприятия)
и поведение соотносятся с окружающей средой? ................... 153
9.3. Конвергенция и согласованность
как свидетельства правдоподобия ................................ 154
9.4. Ожидание и опыт ............................................. 155
9.5. Конструкции или реконструкции? ............................... 155
9.6. Три мира Карла Поппера (1972) ................................. 158
9.7. Инсайты и методы конструктивизма ............................. 161
9.7.1. Транспарентность (прозрачность поведения) ...................... 161
9.7.2. Плюрализм против монизма .................................... 161
9.8. Заключительные замечания ..................................... 162
10.
Привязанность человеческого младенца и ее значение
на протяжении жизни ....................................... 163
10.1. Предварительные замечания .................................... 164
10.2. Этологические аспекты привязанности ........................... 165
10.2.1. Человеческие родители и их привязанность к своим детям ........... 165
10.2.2. Сравнительные кросс-культурные наблюдения
взаимодействий между взрослыми и детьми ....................... 168
10.2.3. Алломатери и сиблинг-поддержка при уходе за потомством .......... 168
10.2.4. Человеческие дети и их привязанность к родителям ................ 170
10.2.5. Запрограммированные стадии развития
привязанности и самостоятельности ............................. 171
10.2.6. Цюрихская модель: отношения между привязанностью,
любопытством и независимостью ............................... 176
10.3. Подавление инцеста ........................................... 178
10.4. Предрасположенность к расстройству привязанности ............... 180
10.4.1. Стили привязанности .......................................... 180
10.4.2. Расстройства и травмы привязанности ........................... 181
10.4.3. Признаки расстройств в детстве ................................. 182
10.4.4. Последствия расстройств привязанности ......................... 182
10.4.5. Расстройства, вызванные нарушением табу на инцест. . . . . . . . . . . . . . . 183
10.5. Заключительные замечания ..................................... 184
Стр.9
Содержание
11.
9
Агрессия с точки зрения поведенческой биологии
и кросс-культурного сравнения ................................. 185
11.1. Основные принципы .......................................... 185
11.1.1. Формы поведения, ошибочно именуемые агрессией ................ 186
11.2. Обстоятельства, ведущие к агрессии ............................. 187
11.2.1. Три категории генетической дистанции ........................... 189
11.2.2. Видовые и культурные аспекты агрессии ......................... 191
11.3. Условия, помогающие уменьшить или подавить агрессию ........... 192
11.4. Резюме ...................................................... 195
12.
Биопсихология Zoon politikón .................................. 197
12.1. Причины и предпосылки для возникновения
общественного поведения ...................................... 197
12.2. Ограничения в малых группах .................................. 198
12.3. Ограничения в больших сообществах ............................ 200
12.3.1. Аффективная логика ........................................... 201
12.4. Приложение к главе ........................................... 204
Список авторских публикаций, использованных в данной книге ............ 209
Библиография ...................................................... 211
Стр.10