УДК 791.43; 82-2
ББК 88.854.7; 85.374.0,022
С16
Редактор Юлия Быстрова
Сала хиева-Талал Т.
С16 Психология в кино: Создание героев и историй / Татьяна Салахиева-Талал.
— М. : Альпина нон-фикшн, 2019. — 349 с.
ISBN 978-5-00139-116-6
Книга, написанная автором уникального курса «Психология
для сценаристов» Татьяной Салахиевой-Талал, знакомит с концепциями
некоторых психологических школ и направлений,
переосмысленными с точки зрения кинодраматургии. Среди них
теории Фрейда и Юнга, оказавшие громадное влияние на киноискусство,
гештальт-подход, которому в книге уделено особое
внимание, а также новейшие мировые исследования в области
социокультурных феноменов, знание которых позволит создавать
актуальные для современного зрителя истории. Каждая психологическая
теория адаптирована под цели кинодраматургов и
интегрирована в ключевые сценарные структуры. Благодаря
этому читатель научится понимать, как разные формы искусства
влияют на психику зрителя, как создавать глубокие характеры
героев и психологически достоверные истории, какие повороты
сюжета и личностные особенности персонажей вовлекают зрителя
в происходящее на экране, заставляя его сопереживать
героям, проходить вместе с ними путь трансформации и достигать
катарсиса. Все эти знания, несомненно, полезны не только
сценаристам, но и режиссерам, продюсерам, редакторам, киноведам
и всем тем, кто интересуется кино и психологией.
УДК 791.43; 82-2
ББК 88.854.7; 85.374.0,022
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами, включая размещение
в сети интернет и в корпоративных сетях, а также запись
в память ЭВМ для частного или пуб личного использования,
без письменного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной библиотеке
издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-00139-116-6
© Салахиева-Талал Т., 2019
© ООО «Альпина нон-фикшн», 2019
Стр.5
С
Предостережение от автора ........................................................7
Вступительное слово ..................................................................... 11
Список фильмов, упомянутых в книге ............................... 15
Глава 1
Психология и кино .................................................................... 21
Кино и автор ................................................................................... 23
Кино и зритель ............................................................................... 23
Психологические основы сценария ............................................. 28
Глава 2
Психоанализ в кино .................................................................. 31
2.1. Психоанализ Фрейда в кино .................................................. 31
2.2. Аналитическая психология Юнга в кино .......................... 57
2.3. Фрейдистские и юнгианские истории по Труби .............. 64
Глава 3
Кино как выражение психологических тенденций
времени .......................................................................................... 71
3.1. Зеркало общественных неврозов .......................................... 71
3.2. Социокультурные феномены западного общества
в период с середины 1940-х до 1990-х гг. .................................... 75
3.3. Общественные тенденции в отечественном кино
в период с 1930-х до 1990-х гг. ......................................................87
3.4. 1990-е гг. — наше время: текучее общество ................. 102
3.5. Современная российская специфика ................................. 110
Стр.6
Глава 4
Психологические основы создания героя ..................... 123
4.1. Драматургические атрибуты героя ................................ 123
4.2. Типы героев и историй ........................................................144
Глава 5
Невротический герой: создание глубокого
и достоверного характера .................................................... 161
5.1. Психологический и драматургический характер .......... 161
5.2. Суть невротических характеров: концепция
невроза в гештальт-терапии .................................................... 169
5.3. Процесс удовлетворения потребностей: цикл
контакта ......................................................................................180
5.4. Невротические механизмы, или механизмы
прерывания контакта ................................................................194
Глава 6
Внутренний конфликт и арка изменений героя ........ 253
6.1. Противоречивые потребности: внутренний
конфликт героя ............................................................................ 253
6.2. Освобождение от невроза .................................................. 269
6.3. Пятислойная модель невроза — основа
построения арки изменений героя ........................................... 279
6.4. Возможные вариации внутри пятислойной модели ... 292
Глава 7
Другие типы героев ............................................................... 297
7.1. Нарциссический опыт в кино ............................................ 297
7.2. Пограничный опыт в кино .................................................322
Послесловие ....................................................................................343
Литература .......................................................................................345
Стр.7