УДК 159.9(075.8)
ББК 88.3+74.58 Н50
Н50
Немов Р. С., Романова Е.С.
Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. /
В первой части учебника рассматриваются предмет, методы исследования и области
чебник включает базовые психологические знания и состоит из 2-х частей.
Р. С. Немов, Е.С. Романова. – Ч. I. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. —
528 с.ISBN 978-5-00136-178-7
УISBN 978-5-00136-179-4 (Ч. 1)
практического применения психологических знаний, а также сенсорно-перцептивные (познавательные)
процессы.
Учебник снабжен справочно-поисковым аппаратом, аннорированными списками литературы
к каждой главе, в него включены вопросы для самоконтроля, темы семинарских занятий,
содержание практических занятий и др.
Содержание учебника рассчитано на студентов, обучающихся в высших педагогических
учебных заведениях по направлениям подготовки 37.03.01 «Психология» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое
образование». Его также можно использовать при изучении общей психологии,
как науки, в других высших учебных заведениях, где психология является одной из профессионально
образующих дисциплин, а также в средних специальных педагогических образовательных
учреждениях.
ББК 159.9(075.8)
УДК 88.3+74.58
© Немов Р. С., Романова Е.С., 2021
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
© Художественное оформление.
Издательство ВЛАДОС», 2021
ISBN 978-5-00136-178-7
ISBN 978-5-00136-179-4 (Ч. 1)
© Оригинал-макет.
ООО «Издательство ВЛАДОС», 2021
Учебное издание
Зав. художественной редакцией И.В. Яковлева
Нач. технического отдела Е.В. Чичилов
Учебник для педагогических вузов
В 2 частях
Часть I
Романова Евгения Сергеевна
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Немов Роберт Семенович,
Подписано в печать 07.12.2020. Формат 70 100/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 42,9.
Ти раж 10 000 экз. (1-й за вод 1–1000 экз.).
Заказ №
119571, Мо с к ва, а/я 19. Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54
E-mail: vlados@dol.ru
ООО «Издательство ВЛА ДОС».
http://www.vlados.ru
Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат»
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
www.oaompk.ru, www.оаомпк.рф
тел. (495) 745-84-28, (49638) 20-685
Стр.3
Введение .
Рекомендации преподавателям .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ОГЛАВЛЕНИЕ
.
Советы студентам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Часть I. Введение в психологию
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.1. Определение психологии как науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.2. Место психологии среди других наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Методы исследования в психологии .
представленного в главе материала для профессионального
1.4. Области практического применения психологических
знаний и методов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.5. Применение психологии в сфере образования .
.
.
.
.
.
.
.
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Содержание практических занятий .
.
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Аннотированный список литературы .
Глава 2. История психологии с древнейших времен до начала ХХ века . . . . . . 41
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2.1. Возникновение и развитие психологических знаний в древности . . . . . . . . . 42
2.2. Развитие психологии в эпоху Возрождения и в Новое время . . . . . . . . . . . 47
2.3. Психология в XIX веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
представленного в главе материала для профессионального
одержание практических занятий .
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Глава 3. Психология ХХ столетия .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
3.1. Кризис психологии в начале ХХ века, его причины и следствия . . . . . . . . . . 61
3.2. Возникновение и развитие новых направлений в психологии . . . . . . . . . . . 63
3.3. Психология в России в ХХ столетии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
3.4. Современная психология в мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
3.5. Психология образования в наши дни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
представленного в главе материала для профессионального
одержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Аннотированный список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 124
.
.
.
.
.
.
.
.
. 58
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 57
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Аннотированный список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. . . . . . . . 7
.
. 7
Глава 1. Предмет, методы исследования и области практического
применения психологических знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
. 20
. 29
. 39
. 39
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
.60
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
ТПримерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
. 123
3
Стр.4
Оглавление
Глава 4. Природа психических явлений, их возникновение
и развитие .
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
4.1. Природа психических явлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
4.2. Возникновение и развитие низших форм психики у животных . . . . . . . . . 133
4.3. Высшие формы психики, характерные для человека . . . . . . . . . . . . . . . . 135
4.4. Сравнение психики людей и животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
ТВопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
представленного в главе материала для профессионального
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
ТПримерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
одержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Глава 5. Сознание и бессознательное как психические явления .
.
.
Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Значение представленного в главе материала для профессионального
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
5.1. Понятие о сознании в психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
5.2. Структура и уровни сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
5.3. Возникновение и развитие сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
5.4. Бессознательное в психике и поведении человека .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 144
. 145
5.5. Основные направления изучения бессознательного . . . . . . . . . . . . . . . . 168
5.6. Соотношение сознания и бессознательного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
одержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 184
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 143
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Аннотированный список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
. 126
. 165
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
. 183
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Аннотированный список литературы .
Глава 6. Поведение, деятельность, общение и научение человека . . . . . . . . . 187
Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Значение представленного в главе материала для профессионального
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
6.1. Поведение как предмет психологического исследования . . . . . . . . . . . . . 189
6.2. Общение и его значение для психологического развития человека . . . . . . . 192
6.3. Определение и строение деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
6.4. Деятельностный подход к пониманию психики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
6.5. Умения, навыки и привычки в структуре деятельности .
6.6. Научение, его разновидности и механизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
Содержание практических занятий .
.
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Аннотированный список литературы .
. 239
Глава 7. Психика и мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Значение представленного в главе материала для профессионального
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
7.1. Общие сведения о строении мозга и его связях с психическими явлениями . . 243
7.2. Проблема локализация психических процессов и явлений в мозге человека . . 250
7.3. Генотипические и средовые воздействия на психику и поведение человека . . 252
об7.4. Проблема соотношения психологического и физиологического
Т ъяснений психики и поведения человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
4
ерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 207
. 238
Стр.5
Оглавление
ТВопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Часть II. Cенсорно-перцептивные (познавательные) процессы
одержание практических занятий .
.
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 273
. 274
Глава 8. Ощущения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
.
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
8.1. Роль ощущений в познании человеком себя и мира .
8.2. Особенности разных видов ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
8.3. Анатомо-физиологические основы ощущений .
8.4. Измерение ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Т8.5. Изменение ощущений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
представленного в главе материала для профессионального
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
одержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 311
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
9.1. Общая характеристика восприятия, его виды и свойства . . . . . . . . . . . . . 314
9.2. Теории восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325
9.3. Восприятие пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
9.4. Восприятие движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
9.5. Восприятие цвета и времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Т9.6. Восприятие людьми друг друга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352
представленного в главе материала для профессионального
Глава 10. Внимание .
Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 363
.
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
одержание практических занятий .
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
10.1. Определение, виды и функции внимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
10.2. Теории внимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
10.3. Формирование и развитие внимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
10.4. Участие внимания в других познавательных процессах
10.5. и в регуляции поведения человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
представленного в главе материала для профессионального
10.6. Внимание и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
10.7 Внимание и учебная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
10.8.. Методы изучения внимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392
Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 402
АннотированныйТематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 402
одержание практических занятий .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 402
список литературы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Проблемы, связанные с вниманием, их причины и способы устранения . . . 394
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
. 402
5
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 363
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 312
Глава 9. Восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
ЗначениеКраткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
ерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
ТВопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
. 278
. 291
ерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
. 364
. 366
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Стр.6
Оглавление
Глава 11. Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
11.1. Общая характеристика памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 405
11.2. Виды памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409
11.3. Теории памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
11.4. Законы памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
11.5. Формирование и развитие памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432
11.6. Индивидуальные особенности памяти .
представленного в главе материала для профессионального
11.7. Методы изучения памяти человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
11.8. Проблемы, связанные с памятью человека, их причины
и способы устранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
ВопросыТерминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 435
для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447
.
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 448
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Аннотированный список литературы .
.
Глава 12. Воображение .
Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452
Значение представленного в главе материала для профессионального
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
12.1. Понятие о воображении .
.
.
.
.
.
12.2. Виды воображения и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
12.3. Воображение и другие познавательные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . 469
12.4. Воображение и творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
12.5. Индивидуальные особенности воображения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
12.6. Воображение и способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
12.7. Формирование и развитие воображения .
12.8. Методы изучения воображения .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 453
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 483
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 450
. 452
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Темы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
Содержание практических занятий .
. 476
. 478
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
одержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 483
Аннотированный список литературы .
Глава 13. Мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Значение Краткое содержание главы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
.
образования педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
13.1. Определение и виды мышления .
13.2. Творческое мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
13.3. Теории мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 500
13.4. Интеллект, его структура и исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 508
13.5. Формирование и развитие мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 512
13.6. Методы изучения и оценки мышления человека .
представленного в главе материала для профессионального
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Терминологический минимум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 518
Т Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 517
Семы для обсуждения на семинарских занятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
. 526
одержание практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
Т Примерные названия эссе, рефератов и докладов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 525
. 486
ематика курсовых и выпускных квалификационных работ . . . . . . . . . . . . . . . 526
Аннотированный список литературы .
6
Стр.7